Проектная деятельность в рамках Step-by-step

«Проектная деятельность как способ реализации инновационных практик на примере социально образовательной международной программы «Step by Step» («Сообщество»)».
«Хочешь изменить мир - начни с себя».

«Step by Step» вобрала в себя идеи многих представителей гуманистической педагогики, психологии и медицины. Основное кредо образовательно-воспитательной системы программы «Шаг за Шагом» - ее целостность, открытость и постоянное развитие, адаптации к конкретным обстоятельствам, к индивидуальным особенностям детей и воспитывающих взрослых.

Программа «Step by Step» отстаивает право каждого ребенка на индивидуальность – право «быть тем, что он есть», право на уважение. Проектируя работу по программе «Шаг за Шагом» мы попытались осмыслить опыт американских коллег, развить его в контексте нынешнего состояния науки и практики, применительно к условиям, сложившимся в системе дошкольного образования.

Уникальность программы в том, что она включает применение в учебно-воспитательном процессе демократических принципов, позволяющих развивать у детей представления, необходимые в меняющемся мире: свободу выбора, равноправие, активность в принятии решений, гражданство, гуманизм.

Программа предназначена для детей от 0 до 12 лет и их родителей. Методика, предлагаемая этой программой, предусматривает развитие личностных способностей каждого ребенка путем предоставления ему свободы в выборе той или иной деятельности в классе. При этом ребенку обеспечиваются уважение, поддержка, допускается право на ошибку. В результате у детей вырабатываются такие качества , как самостоятельность, навыки критического мышления, умение работать в команде, понимать и осмысливать свои действия, развивается привычка иметь свое мнение и отстаивать его.

Программа не имеет аналогов в мире, основывается на теориях выдающихся психологов Жана Пиаже, Эрика Эриксона, Льва Выготского и других.

По программе работают 28 стран мира. Авторы программы ставят во главу угла разработку новой модели обучения, в которой детям необходимо прививать навык умения принимать информацию и увязывать ее с сегодняшним днем, дает возможность понять ,что они живут во взаимосвязанном обществе, мире. По новой модели обучения каждому ребенку дается возможность высказаться, теперь не сам учитель, а сам ребенок будет делиться информацией, из опыта своих наблюдений.

Принцип обучения - индивидуальный подход. Программа подразумевает работу детей в центрах активности, в которых дети сами добывают знания, опираясь на свой жизненный опыт. В группе работают 4-5 учеников.

Цели программы

Эта программа направлена на ребенка. Ставит перед педагогами 4 цели:

  1. Развивать детей, которые будут учиться всю жизнь.
  2. Создать обучающую среду, основанную на взаимном уважении.
  3. Обеспечит непрерывность обучения и связь обучения с практикой.
  4. Гарантировать то, что все учащиеся приобретают академические художественные, эстетические и практические навыки, чтобы успешно участвовать в демократическом обществе.

Для достижения этих целей, важно воспитывать в детях следующие умения:

Принципы программы «Step by step»

  1. Ученик в центре обучения, сам выбирает по интересу, чем заниматься.
  2. Интересы учителя и ученика совпадают.
  3. У ребенка должна быть вера в себя.

Организация класса, дизайн, оборудование

Класс не для учителя, а для ребенка. Ребенку должно быть комфортно, он должен чувствовать, что это его рабочее место. Надо создать среду , в которой ребенок может думать, работать, развиваться. Лучше всего в центрах, в них он сам будет познавать что-то. Для удобства работы в центрах, нужно разработать специальные сигналы. Сигнал может быть любым, но постоянным.

В классе нужно повесить правила поведения, их вырабатывают учитель вместе с учениками. Если правила разработаны самими учащимися , то они их лучше соблюдают.

Совместное обучение (3 правила)

  1. Чтобы привлечь учеников, нужно придумать сигнал. (показать, когда закончить работу. Это может быть колокольчик)
  2. Чтобы не было шума, при работе в группе, надо говорить громко, но не кричать. Расстояние между детьми «коленка к коленке»
  3. Правило «трех»: «спроси у троих, потом учителя». (сначала посоветуйся в группе с товарищами, а потом обратись к учителю).