Родителям на заметку

Личностно-ориентированное обучение

Что общего у большинства школ в мире? Основное, что замечаешь при анализе уроков большей части учителей – это доминирование речи учителя. В школах распространена стандартная практика, когда учитель сообщает информацию, а дети затем должны воспроизвести эту информацию. Если представить себе схему диалога в классе, то она будет выглядеть следующим образом:

Схема взаимодействия учителя и учеников

Данная схема показывает, что стрелки идут преимущественно к учителю, то есть весь диалог «завязан» на учителе, как источнике информации. И крайне редко можно увидеть ученика источником информации. Внутренняя обучающая среда класса, обычно безлика (минимум наглядных пособий, дабы не отвлекать ученика от личности учителя). Что может говорить такая картинка о самом процессе обучения?

Учитель строит обучение на принципе «Верно то, что сказал педагог». И чем опытней учителя и богаче их мировоззрение, тем может быть, интересней будет их урок. А что, если опыта нет? Учитель молод и не имеет глубоких представлений о мире? Что тогда?... Тогда остаётся «голая» теория, без умения её использования в повседневной жизни.

А что значит индивидуализированное обучение? Это когда в процессе образования, акцент переносится на усилия и способности каждого ребёнка строить собственное обучение. В крайне сложном процессе изучения чего либо, ключевым моментом является конструирование понимания. То есть в таком процессе для учителя в центре обучения находится ребёнок. И особое значение имеет адекватное создание образовательной среды.

«Учителя должны приглашать учеников испытать на собственном опыте богатство мира, помогать ученикам задавать собственные вопросы и искать на них ответы, и ставить им задачи, которые бы развивали в детях понимание сложности мира.» Брук, 1993)

 

Попробуем провести параллель между обучением, где доминирует учитель и образованием, ориентированным на ребёнка.

Обучение, где доминирует учитель Обучение ориентированное на ребёнка
Философские основания
Школа – это подготовка к жизни Школа – часть жизни
Образование, как конечный продукт Образование, как процесс
Учитель передаёт свои знания Ребёнок сам строит свои знания
Ученики являются пассивными получателями информации Ученики активно участвуют в планировании и решении различного рода задач
Обучение происходит в линейной прогрессии пропорционально накопленным навыкам и знаниям Обучение представляется как расширяющаяся спираль с содержанием, глубиной и широтой

И тогда встаёт вопрос: как сделать так, чтобы школа ориентировалась на ребёнка и успешно подготавливала к взрослой жизни? Дьюи считал, что обучение – это процесс жизни, а не подготовка к жизни. Необходимо понять динамику обучения и создать такие методики, которые отвечали бы этой динамике.

Если среда в классе (где дети проводят так много времени каждый день) организована так, чтобы стимулировать и поощрять взаимодействие между учениками, их сотрудничество, а материалы и задания построены таким образом, что дети имеют возможность исследовать собственные идеи, то дети с большей лёгкостью идут на риск и проявляют больше желания принять вызов собственным представлениям. В таком классе учитель моделирует различные роли, а в самой среде заложено уважение к детям как к начинающим мыслителям. (Брук, 1993)